Мифология Египта

Мифология Египта

Обычай имел в основе символику - Солнце рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, - люди, 'скот Ра', проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в 'Поля Камыша' - загробный 'рай', место вечной жизни.

Древнеегипетские тексты дошли до нас большей частью во фрагментах, часть же их сохранилась лишь в пересказах античных авторов.

Особенности Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты. В религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как 'ересь'. В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний.

Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси.

Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в государственной религии. В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи.

Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными способами.

Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов.

Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире.

Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было - иногда боги правили совместно.

Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций.

Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций - Ху , Сиа , Сихем , Хех ('воля', 'разум', 'энергия', 'вечность'), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов.

Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.

Произношение За редкими исключениями, произношение древнеегипетских слов неизвестно.

Транслитерация их на русский язык носит условный характер и не претендует на фонетическую точность.

Ударения в транслитерациях изначально было принято делать на предпоследнем слоге. В древнеегипетском языке, наряду с грамматическими формами единственного и множественного числа, существовала форма двойственного числа. Оно употреблялось, когда речь шла о парных предметах: глаза, руки, сандалии и т.п., либо в тех случаях, когда два понятия или образа в контексте произведения составляли смысловую пару: 'два бога' (Хор и Сет), 'два брата', '(два) Рути '. Имена Имени и вообще любым произнесенным вслух или записанным на папирусе словам египтяне придавали сакральное значение.

Большинство богов имело пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключал в себе описание бога, как сильного или величественного.

Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т.п.

Иконография Религиозные идеи преддинастического Египета были выражены схематично. С возникновением письменности изображения стали нести определенную идею, появились человеческие черты. Для большинства богов нет строгих правил иконографии, предписывающих, как их следует изображать: одного и того же бога изображали то в виде человека, то в виде животного, то в виде человека с головой животного.

Символики полны не только религиозные тексты, но и настенные росписи, рельефы, рисунки в папирусах.

Изображение в Древнем Египте является не иллюстрацией к конкретным мифологическим эпизодам, как в античной мифологии, а представляет собой метафору. Боги Египта В древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры.

Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций. Бог имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного или величественного.

Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т.п. Амон-Ра-сонтер (греч.) - Амон-Ра-несут-нечер ( егип .) Значения имени. 'Сокровенный', 'сокрытый', 'невидимый', 'незримый'. Функция. Бог солнца. Амон Фиванский изначально был фиванским небесным божеством, впоследствии изваяния Амона окрашивали в голубой, небесный, цвет. После отождествления с богом солнца Ра (XVIII Династия), Амон-Ра почитается как 'царь всех богов' и считается богом-творцом. С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося в качестве его сына во плоти: считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе ее мужа. Амон и фараон едины, как владыки мира.

Играет ведущую роль в каранационных мистериях. Отождествление. Мин , Амон-Ра, Ра , Хапи , Нун , Птах , Себек , Хепри , Хнум . В Древней Греции - Зевс , Серапис.

Иконография.

Изображался в виде человека в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, держащим в руке иероглиф ' анх ' ('жизнь') или в виде человека с головой барана. Телом - голубого цвета, что указывало на связь Амона с небом.

Священные животные. Баран, белый гусь, змей. Центр культа. Фивы, Луксор, Карнакский храм (крупнейший и наиболее древний). Осирис (греч.) - Усир ( егип .) Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество в загробном культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни. В Раннединастический период - местное божество Бусириса , связанное с плодородием. В Македонский период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа (Осирис-Апис) и на его основе возникает культ Сераписа. В Поздний период Ба Осириса олицетворял Бену . Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов.

Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена.

Унаследовал власть Ра , Шу и Геба . Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото.

Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов. Генеалогия.

Старший сын Геба и Нут , брат Сета , Исиды и Нефтиды , муж Исиды, отец Хора и Анубиса . Отождествление. Аах , Хентиаменти , Сокар , Птах , Хапи , Нун , к концу Нового царства - Ра . В Древней Греции - Аид , Гелиос , Дионис , Посейдон , Серапис, Эрот . Фетиш. Столб Джед . В ритуальных целях использовались деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые всходы - 'Прорастающий Осирис'. В мистериях жатва, срезание колосьев, символизировала убийство Осириса; сев зерна - погребение Осириса, всходы - его воскресение. Иконография.

Изображался в виде мужчины с телом зеленого (символ растительности) или красного (символ земли) цвета, завернутым, подобно мумии, в белый материал. На голове изображалась корона Атеф , состоящая из белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре культа Бусирисе . В руках - символы высшей власти (цеп и крюк). Часто изображался сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Ра-Осирис изображался с солнечным диском на голове.

Центры культа.

Главные культовые центры - Бусирис и Абидос (место погребения фараонов), позднее - острова Филэ и Бигэ . Сет Функция. Бог пустыни и грозы, олицетворявший злое начало. Бог Верхнего Египта. Во время правления XXVI Династии считался воплощением зла.

Рассматривался как противник Осириса и Гора . Считается, что изначально Сет не был воплощением зла. По мере распространения культа Осириса, утвердилось представление о Сете, как об убийце доброго бога.

Представления о Сете менялись в зависимости от исторических периодов и были довольно противоречивы: в одних текстах Сет является представителем сил тьмы и врагом солнца, отождествляясь со змеем Апопом , в других - причисляется к свите Ра и вместе с богами охраняет солнце в Ладье Вечности , сражаясь с Апопом . Во время правления XIX Династии (14=13 вв. до н.э.) Сет считался покровителем царской власти, и фараоны брали имя в его честь (Сети Первый, Сети Второй). Взаимоисключающие представления о Сете нередко присутствовали в пределах одного мифа и существовали на протяжении почти всей истории Древнего Египта. Генеалогия. Сын Геба и Нут , младший брат Осириса , Исиды и Нефтиды , муж Астарты (в другом варианте - Нефтиды ). Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Один из богов, царствовавших на земле в изначальные времена.

Иконография.

оценка стоимости аренды нежилого помещения в Белгороде
оценка станков цена в Москве
независимая оценка автомобиля для наследства в Калуге