Навигация и Лоция

Навигация и Лоция

Истинный пеленг (ИП) - угол между северной частью истинного меридиана и направлением на объект.

Обратный истинный пеленг (ОИП) - отличается от ИП на 180°. Курсовой угол (КУ) - угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на объект; измеряется от 0 до 180° в сторону правого и левого борта или по часовой стрелке от 0 до 360°. КУ правого борта имеет знак «плюс», КУ левого борта — знак «минус». Зависимости между ИК, ИП и КУ: ИК= ИП - КУ; ИП = ИК+КУ; КУ = ИП - ИК. Компасный, гирокомпасный курс (КК, ГКК) - угол между северной частью компасного (гироскопического) меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна.

Компасный, гирокомпасный пеленг (КП, ГКП) - угол между северной частью компасного (гироскопического) меридиана и направлением на объект.

Поправка компаса (гирокомпаса) D К ( D ГК) - угол между истинным и компасным (гироскопическим) меридианами.

Восточная (остовая) D К ( D ГК) имеет знак «плюс», западная (вестовая) – «минус». Магнитное склонение ( d ) - угол между истинным и магнитным меридианами и (меняется от 0 до 180°). Восточное имеет знак «плюс», западное — «минус»; снимается с карты в районе плавания и приводится к году плавания.

Годовое увеличение (уменьшение) а относится к абсолютной величине склонения, т. е. к углу, а не к его знаку. При уменьшении склонения, если значение его небольшое, а изменение за несколько лет превосходит уникальное на карте, при переходе через ноль склонение начинает возрастать с противоположным знаком.

Магнитный курс (МК) - угол между северной частью магнитного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна.

Магнитный пеленг (МП) - угол между северной частью магнитного меридиана и направлением на объект.

Обратный магнитный пеленг (ОМП) - отличается от МП на 180°. Девиация магнитного компаса ( d ) — угол между магнитным и компасным меридианами, изменяется от 0 до 180°. Восточной (остовой) — приписывается знак «плюс», западной (вестовой) — «минус». ИП = КП+ D МК = ОИП +/- 180 0 = МП + d = ИК + КУ ИК = КК + D МК = МК + d

_ ИП = 0 0 _ОИП = 180 D МК = - 18 0
180 0 ОКП = 198 0 d = - 3,4 0
ОИП = 180 0 D МК = - 18 0 d = 14,6 W
_ ИП = 0 0 _ИК=139 0 _ ИП = 0 0
КУ = 221 0 D МК = - 18 0 d = 14,6 W
ИК = 139 0 КК = 157 0 МП = 14,6 0
Ответ: d = 14,6 W
D МК = - 18 0
ИК = 139 0
КК = 157 0
МП = 14,6 0
9. Дано: d =11 о W ; КК=34°; ИП=351°; ОКП=176°
Определить: d ; D МК; ОМП; КУ; ИК
Решение: ИП = КП+ D МК = ОИП +/- 180 0 = МП + d = ИК + КУ ИК = КК + D МК = МК + d
_ ИП = 351 0 _ОИП = 171 D МК = - 5 0
180 0 ОКП = 176 0 d = 11 W
ОИП = 171 0 D МК = - 5 0 d = 6 0
+ КК = 34 0 _ ИП = 351 0 _ ИП = 351 0
D МК = - 5 0 ИК = 29 0 d = 11 0 W
ИК= 29 0 КУ = 322 0 п/б МП = 2 0
КУ = 38 0 л/б + 180
O МП = 182 0
Ответ: d = 6 0
D МК = - 5 0
O МП = 182 0
КУ = 322 0
ИК = 29 0
10. Дано: КК= 1З0°; ОИП=335°; ОМП=355°; КУ=50°; ветер NE ; a = 8°
Определить: d ; d ; D МК; КП; ПУ a
Решение:
_ ОИП = 335 0 ИК = 105 0 ИК = 105 0
ОМП = 355° _ ОИП = 335 0 КК = 130 0 a = 8°
d = 20 W 180 D МК = - 25 0 ИП = 155 0 ПУ a = 113 0
_ ИП = 155 0 d = 20 W D МК = - 25 0
КУ = 50 0 d = - 5 0 КП = 180 0
ИК = 105 0
Ответ: d = - 5 0
d = 20 W
D МК = - 25 0
КП = 180 0
ПУ a = 113 0
11. Дано: ПУ a =181°; ветер ESE ; a = 9°; КУ= 101 о ; ОМП = 89°; КП = 276°; D ГК=+3°.
Определить: d ; d ; КК; ОИП; ГКК; D МК
Решение:
ПУ a = 181 0 ИК = 172 0 d = 4 0 E
a = - 9° ОИП = 93 0 D ГК=+3° d = -7 0
ИК = 172 0 ОМП = 89° ГКК = 169 0 ОМП = 89° D МК = - 3 0
КУ = 101 0 d = 4 E 180 ИК = 172 0
ИП = 273 0 МП = 269 0 D МК = - 3 0
180 0 КП = 276° КК = 175 0
ОИП = 93 0 d = - 7 0
Ответ: d = - 7 0
d = 4 0 E 3
КК = 175 0
ОИП = 93 0
ГКК = 169 0
D МК = - 3 0
12. Определение девиации и поправки главного компаса по створу, девиации и поправки путевого компаса по сличению курсов
Дано:
ОИП ОКП мггл d КК глмк КК мкп
27,0° 25,0° +4,0° 1,0° 2,0°
Определить:
D МК гл d гл МК d п D МК п
Определение поправки по пеленгу створа. 1. Снимаем с карты истинный пеленг створа ИП, получаем ОИП. 2. На ходу в момент пересечения створа берем ОКП мк по магнитному компасу. 3. Взятый ОКП к сопоставляем с ОИП: D МК гл = ОИП - ОКП мггл D МК гл = d + d гл По данным задания имеем, ОИП, ОКП мггл , d , тогда расчитаем:
ОИП = 27,0° D МК гл = 2 0
ОКП мггл = 25,0° d = +4,0°
D МК гл = 2 0 d гл = -2 0
Перед выходом на линию створа судно удерживают на данном курсе не менее 3 мин.

Точность пеленгования повышается при КУ створа, близких к траверзным, при меньших расстояниях до переднего створного знака, при большем разносе створных знаков . Определение по сличению с другим компасом, поправка которого известна: 1. Одновременно по команде замечают показания курсов по компасу, поправка которого известна КК глмк (главный магнитный компас), и по компасу, поправка ко торого определяется КК мкп (путевой компас). 2. По формулам рассчитывают ИК по показаниям ком паса, поправка которого известна ИК= КК мкгл + D МК гл ( D МК гл для данного задания рассчитана, методом пеленгования створа) 3. Рассчитываем искомую поправку другого компаса: D МК мкп = ИК - КК мгп D МК п = d + d п По данным задания имеем, КК мкгл , D МК гл , КК мгп , тогда расчитаем:

КК мкгл = 1,0 0 ИК = 3,0 0 D МК мкп = +1,0 0
D МК гл = 2,0 0 КК мгп = 2,0 0 d = +4,0°
ИК = 3,0 0 D МК мкп = +1,0 0 d п = - 3,0 0
Результаты сводим в таблицу:
ОИП ОКП мггл D МК гл d d гл КК глмк МК КК мкп d п D МК п
27,0° 25,0° 2 0 +4,0° -2 0 1,0° -1,0 0 2,0° - 3,0 0 +1,0 0
13. Масштаб карты 1:1000000. Определить предельную точность масштаба.
Точность масштаба (карты) (scale accuracy) – расстояние на местности, соответствующее наименьшему делению линейного масштаба карты.

Расстояние на местности, соответствующее 0,1 мм в масштабе карты, называется предельной точностью масштаба (scale accuracy limit) карты.

Масштаб карты - одна из важнейших её характеристик. Он определяет степень уменьшения линий на карте относительно горизонтальных положений соответствующих им линий на местности.

Масштаб указан на каждом листе карты.

Численный масштаб в общем виде, т.е. безотносительно к какой-либо определённой системе линейных мер, обозначается на картах в виде отношения 1:М, где М - число, указывающее, во сколько раз уменьшены длины линий на местности при изображении их на карте. Так, масштаб 1:1000000 означает, что любой единице длины на карте соответствует 1000000 таких же единиц на местности. Для практического использования при измерениях по карте численный масштаб, кроме того, представляют именованным числом, указывая непосредственно величину масштаба, т.е. расстояние на местности, соответствующее 1 см карты. Так, для 1:1000000 карты величина масштаба равна 10000 м. В зависимости от масштаба карты в конечный результат определения места вносятся ошибки графических построений, точность которых характеризуется следующими экспериментальными данными (для советских морских карт):

Элементы графического счисления Средняя Квадратичная Ошибка (получена экспериментально)
Накол точки карандашом, циркулем ± 0,2 мм.
Проведение прямой карандашом ± 0,2 мм.
Проведение направление параллельной линейкой ± 0 0 ,2
Построение угла транспортиром ± 0 0 ,2
Предельной точностью масштаба оригиналов морских карт называется линейное расстояние на местности, соответствующее 0,2 мм на карте данного масштаба, следовательно имея расстояние на местности, соответствующее 1 см карты масштабом 1:1000000 равное 10000 м, тогда расстояние в 1 мм карты масштабом 1:1000000 равно 1000 м, а 0,1 мм равно 100 м, т.е. п редельная точность масштаба для карты масштаба 1: 1000000 будет 200 метров.
14. По каким предметам и как корректируются карты. Виды корректур.
Судовая коллекция карт и руководств для плавания делится на три группы: Первая группа включает комплекты карт и руководств для плавания, предназначенные для обеспечения плавания: по судоходной линии, на которой закреплено судно, традиционные районы промысла; между определёнными портами, а для нелинейных судов в соответствии с очередным рейсовым заданием. К первой группе относятся также каталоги карт и книги.

Вторая группа включает карты, и руководства для плавания, которые могут быть использованы в предстоящем плавании в случаях отклонения судна от намеченного пути, непредвиденного захода в порт-убежище и т.д.

Третья группа включает все остальные карты и руководства для плавания, входящие в судовую коллекцию.

Комплекты первой группы корректируются с получением ИМ и других корректурных документов.

Корректура их должна быть закончена до выхода в рейс. Если стоянка в порту кратковременная и корректуру невозможно выполнить до выхода судна в рейс, разрешается, по усмотрению капитана, производить корректуру раздельно, по этапам перехода. До выхода из порта необходимо закончить корректуру в таком объёме, чтобы обеспечить плавание судна не менее чем на первые трое суток.

Корректура остальных карт первой группы выполняется на переходе и во время стоянки в промежуточных портах.

Комплекты второй группы корректируется после завершения корректуры первой группы.

Комплекты третьей группы на судне в рейсе, как правило, не корректируются, однако корректурный материал для них систематизируется в последовательности его поступления, хранится на и используется по необходимости при изменении рейсового задания. На судах рыбной промышленности в период меж рейсовых стоянок корректуру карт и руководств для плавания производят, как правило, ЭРНК по заявке, подаваемой капитаном судна. По своему характеру ИМ подразделяются на постоянные, временные и предварительные.

Постоянные ИМ содержат сведения о навигационной обстановке, не подвергающейся частым изменениям.

Временные ИМ содержат сведения о непродолжительных изменениях в навигационной обстановке. В тексте, которых указан срок их действия, автоматически утрачивают своё значение по истечении указанного срока.

Предварительные ИМ содержат сведения о наиболее важных предполагаемых или планируемых в ближайшее время изменений в навигационной обстановке.

Корректуру карт следует начинать с последнего номера ИМ и выполнять её в последовательности убывания номеров. Из карт, подобранных на предстоящий рейс, в первую очередь корректируются наиболее крупного масштаба.

Корректура на картах выполняется следующим образом: по постоянным ИМ новые данные наносятся красной тушью (чернилами) чертёжным пером; прежние перечёркиваются крестиком, а текстовая часть зачёркивается тонкой линией. по временным и предварительным ИМ, а также по НАВИП корректура карт выполняется аналогично, но простым карандашом.

Корректура карт первой группы по радионавигационным сообщениям выполняется немедленно.

15. Определить поправку и коэффициент лага, если S = 40,3 м.миль, РОЛ=37,3.
Имеем: Лаговое расстояние: Поправка лага: где РОЛ = (ОЛ 2 – ОЛ 1 ) Коэффициент лага: Тогда:
Ответ: D Л = 8,04% К л = 1,08
16. Решить графически, если дано: ПУ c =305,0°, V л ;=18 узлов; течение 10 0 - 3,0 узла, a =13° пр/б; d = +6,0 о ; d = +2,0°.
Определить: b ; ПУ a ; ИК; D МК; МК; V .
Имеем обратную задачу.

Порядок решения. из начальной точки проложим линию заданного ПУ С ; от начальной точки отложить вектор течения v т ; из конца вектора v т раствором измерителя, равным v л , сделаем засечку на линии ПУ С , полученная точка является концом векторов v л , последний указывает направление ПУ a ; параллельной линейкой перенесем вектор v л в начальную точку и проложим найденный ПУ а ; рассчитаем ИК = ПУ a - a , т.к. по условию задачи a =13° пр/б рассчитаем S Л и отложим по линии ПУ а ; из полученной точки проведем линию до пересечения с линией ПУ с длина вектора S т показывает, на какое расстояние судно снесено течением. Далее рассчитываем:

d = +6,0° ИК = 311 0 ПУ с = 305 0
d п = +2,0 0 d = +6,0° ПУ а = 298 0
D МК мкп = +8,0 0 МК = 305 0 b = 7,0 0 v = 15 узлов получен графически
17. Определить радиус круга Мс, внутри которого находится вероятное место судна, если возможная ошибка в поправке компаса m к =2,5° и в поправке лага m л =± 0,5%. Судно прошло расстояние S =190 м.миль.
Международная морская организация ИМО разработала для цели предупреждения посадок на мели стандарт точности судовождения “Accuracy Standard for Navigation” и приняла его резолюцией А.529(13) от 17.11.1983 г.

оценка самолета в Москве
оценка стоимости ноу хау в Калуге
оценка для наследства в Туле