Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л.Н. Толстого

Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л.Н. Толстого

Прожив более восьмидесяти лет он явился свидетелем и участником многих крупных и важных событий.

Соответственно, творчество Л.Н. Толстого охватывает большой период времени – с пятидесятых годов девятнадцатого века до десятых годов двадцатого века. Оно выросло на почве современности, стало её зеркалом и правдивой летописью, её могучим рупором. «Почти в каждом новом произведении, - писал о Толстом Н.Г. Чернышевский, - он брал содержание своего рассказа из новой сферы жизни… Как расширяется постепенно круг жизни, обнимаемой произведениями графа Толстого, точно так же постепенно развивается и самое воззрение его на жизнь.» Эти две стороны идейного и творческого развития молодого писателя, проницательно отмеченные Чернышевским, характерны и для всего последующего пути Толстого в литературе. Как меняется сам гений и его взгляды на жизнь так менялись сами герои его произведений.

Изображение духовного роста человек, «диалектики души» - самое пожалуй, характерное в творчестве Толстого. Но этим истинно человеческим качеством – богатством душевного мира – он наделяет только симпатичных ему людей. Эта своеобразная традиция прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя.

Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир; человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой.

Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера. В «Казаках», какими они сложились в конечном счете, молодой московский дворянин Дмитрий Оленин, никем не гонимый и не утесняемы, покидает, как ему представляется, навсегда Москву, свет.

Покидает потому, что в Москве ему не любится и не живётся, молодость проходит напрасно. Он едет на Кавказ, чтобы полюбить там «женщину гор», начать всё заново и совсем по другому.

Толстой отправляет своего героя в подобном настроении именно на Кавказ, помня, что здесь природа обладает особенной силой воздействия на человека, а простые люди не испытывали крепостной зависимости, совместная, общая жизнь их не была нарушена, от горький впечатлений от отношений с «господами» они свободны. Таким образом, встреча Оленина с жителями казачьей станицы могла явить собою поставленный в самом чистом виде и при наилучших условиях опыт сближения человека из «образованного сословия» с миром простых людей. Горы Кавказа, а потом природа сразу же очищают душу Оленина. Он становится вольней, естественней во всех своих поступках, в поведении.

Казаков он многим привлекает к себе: Ерошку тем, что проявляет внимание и интерес к рассказам старого казака, Марьяну – нежностью, мягкостью своего обращения с ней.

Духовный мир гребенских казаков ясен, чист, ему чужды сомнения, терзающие душу Оленина. В «Казаках» уже довольно ясно проявляется толстовская «мысль народная», мысль о том, что искания лучших людей приводят их к глубинам народным, как и источнику самых чистых и благородных побуждений.

Губительность для самих людей образованного круга их отдаленности от народа, от народных нужд – тема комедии «Плоды просвещения». Мужики пришли к господам за землёй, но те, оказывается, отгородились от главного, насущного, погрязли в никчемных, неленых занятиях, стали верить в духов и прочую чепуху, ни к чему серьёзному уже неспособны и заслуживают лишь всяческого осмеяния – оно то пьесой и предлагается в форме острой и выразительной.

Толстой показал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь человека: мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый; мир семьи; мир отдельного сословия; мир всех людей, живущих на земле; мир природы в её самостоятельном развитии.

Каждый человек живет во множестве этих миров, так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, обществе… Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми. Его любимым героям свойственно стремление обрести гармонию в общении с людьми. Все они в конченом итоге приходят к мысли о необходимости единения людей. Это важнейший критерий нравственной оценки личности. Эта мысль очень ярко показана в «Войне и мире». «Война и мир» - итог нравственных исканий Толстого, вершина мастерства изображения «диалектики души», жизни сердца и интересов мысли». Толстой прослеживает сложную духовную эволюцию своих любимых героев.

Постоянная неудовлетворенность действительностью, стремление жить так, чтобы восстановить внутреннюю гармонию, приводит князя Андрея к мысли, что нельзя жить «в надоевшем ему мире интриг и женщин, французских фраз и пустоты». Он начинает понимать, что может найти смысл в армии, среди солдат. Герои толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Вот Пьер – натура эмоциональная. Его жизнь – это путь открытий и разочарований, путь сложный и драматический. Путь особенный, неповторимо личный – и вместе с тем, исполненный глубокого исторического значения. Пьера отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Его главная черта – поиски «успокоения, согласия с самим собой», поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение.

Вспомним одну из важных вех в жизни Пьера.

Женившись на Элен Курагиной, Пьер всё больше осознает, что семейная жизнь его дурна, что жена его безнравственная женщина. В нём растёт недовольство, но не другими, а самим собой.

Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. В результате большого морального напряжения происходит взрыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову, повернувшись назад, пошёл в лес, шагаю по снегу, и вслух проговаривая непонятные слова: «Глупо… глупо! Смерть… ложь… - твердил он, морщась». «Глупо» и «ложь» - это опять относится только к нему самому. После всего, что произошло с ним, Пьер был ввергнут в душевный кризис.

Кризис, переживаемый героем – это сильное недовольство собой, и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить её на новых, добрых началах.

Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, задаёт себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…». Здесь он встречает масона Баздеева . В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен.

Баздеев и масоны предлагают Пьеру путь нравственного совершенствования. Пьер принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравственном очищении для Пьера заключалась правда масонства и, увлеченный ею, он на первых порах не замечает в масонстве того, что было ложью. Но затем идеи масонства перестают удовлетворять Пьера, и он разочаровывается в нём. Желая разделить судьбу народа, России, Пьер, не будучи военным, принимает участие в Бородинском сражении – его глазами Толстой передаёт своё понимание важнейшего в народной исторической жизни события. И вот, пожалуй, главная веха на пути нашего героя – его встреча с Платоном Каратаевым.

Встреча эта ознаменовала приобщение героя к народу, народной правде. В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольствие собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он «… узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья что счастье в нём самом…». Пьер всегда искал решения вопроса о смысле жизни: «… он искал это в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путём мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот, наконец, с помощью Платонова Каратаева этот вопрос разрешен.

Решение вопросов нравственности Л.Н. Толстой предлагает нам не только показывая образы высоконравственные, но и глубоко безнравственные. Это Анатоль, Элен … Автор рисует перед читателями «светских» людей, нравственность которых давно уже не похожа на нормальную.

Особенно интересен в этом отношении образ Адольфа Берга.

Отличительно чертой Берга было всегда быть похожим на других молодых людей высшего света, быть всегда и везде преуспевающим: и на службе, и в личной жизнь. «Главное свойство характера Берга, - иронически замечает Толстой, - состояло в наивном и добродушном эгоизме». Вести разговор он мог лишь о вещах, которые волновали и интересовали только его.

оценка для вступления в наследство в Москве
оценка стоимости и доходности облигаций в Калуге
оценка кадастровая стоимость в Туле