Трудовые правоотношения: понятие, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения

Трудовые правоотношения: понятие, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения

Последние не имеют самостоятельного значения и не могут существовать без трудовых правоотношений. Все производные правоотношения можно разделить на предшествующие, сопутствующие и вытекающие из трудовых правоотношений. Таким образом, система правоотношений трудового права выглядит следующим образом: • трудовые правоотношения; • организационно-управленческие правоотношения; • правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству; • правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве; • правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства; • правоотношения по рассмотрению трудовых споров. 2. Под трудовым правоотношением понимают урегулированное нормами трудового права общественное отношение, складывающиеся между работником и работодателем, в силу которого работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель — оплачивать труд работника и обеспечивать условия труда в соответствии с законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.

Субъектами трудового правоотношения выступают работник и работодатель.

Обязательной предпосылкой возникновения трудового правоотношения является наличие у субъектов трудовой правосубъектности (трудовой правои дееспособности). Содержание трудового правоотношения составляют субъективные права и обязанности его участников.

Объективные обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение трудовых правоотношений, называются юридическими фактами. Как правило, основанием возникновения трудового правоотношения является трудовой договор (контракт). В некоторых случаях возникновение трудовых правоотношений связывается со сложным юридическим фактом, когда кроме трудового договора требуется другой юридический акт (утверждение в должности, избрание на должность, направление службы занятости в счет квоты (брони) и т.д.). Изменение трудового правоотношения возможно по соглашению сторон.

Законодатель также предусматривает случаи, когда не требуется согласия одной из сторон (перевод на другую работу в случае производственной необходимости или простоя, по состоянию здоровья и др.). Основанием прекращения трудового правоотношения может быть как соглашение сторон, так и одностороннее волеизъявление одной из них. В случаях, установленных законом, основанием прекращения трудового правоотношения может быть волеизъявление (акт) органа, не являющегося стороной этого правоотношения (призыв или поступление на военную службу, требование профсоюзного органа и т.д.). 3. Организационно-управленческие правоотношения в сфере труда складываются в процессе организации и управления трудом между трудовым коллективом или представляющим его профсоюзным органом, с одной стороны, и работодателем, администрацией организации — с другой.

Полномочия трудовых коллективов, права профкома и обязанность администрации по их обеспечению предусмотрены трудовым законодательством, а также коллективными договорами, соглашениями и уставами организаций.

Основаниями возникновения данной категории правоотношений являются: коллективные переговоры, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, другие локальные акты.

Прекращение организационно-управленческого правоотношения связывается с такими юридическими фактами, как истечение срока действия локального акта, отмена ранее принятого акта (решения) и принятие нового акта (решения). 4. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству возникают, когда гражданин нуждается в работе и обращается по этому поводу в государственные органы по трудоустройству.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред.

Федеральных законов от 20.04.96 № 36-ФЗ, 21.07.98 № 117-ФЗ, 30.04.99 № 85-ФЗ, 17.07.99 № 175-ФЗ, 20.11.99 № 195-ФЗ). Среди правоотношений по обеспечению занятости и трудоустройству можно выделить: • правоотношение между органом занятости и гражданином, обратившимся с заявлением о помощи в подыскании подходящей работы; • правоотношение между органом занятости и работодателем; • правоотношение между гражданином, получившим направление от органа занятости, и работодателем.

Правоотношение между гражданином и органом службы занятости возникает с момента обращения гражданина в этот орган с заявлением о помощи в устройстве на работу.

Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.

Безработные граждане также имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Орган занятости обязан принять заявление гражданина и оказать ему содействие в получении подходящей работы. При невозможности предоставления работы гражданин приобретает право на получение пособия по безработице.

Основанием прекращения данных правоотношений является, как правило, прием гражданина на работу.

Правоотношение между органом занятости и работодателем возникает с момента появления работодательской правоспособности у организации и прекращается с ликвидацией организации.

Содержанием правоотношения являются права и обязанности его участников. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель обязан представлять органам службы занятости: • своевременно, не менее чем за три месяца, информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся; • ежемесячно сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве); информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении обязательных страховых взносов и др.

Работодатель имеет право: • принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости; • получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда; • обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд и т.д.

Органы службы занятости обязаны бесплатно информировать работодателя о состоянии рынка труда, вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся за помощью в трудоустройстве. При необходимости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.

Правоотношение между гражданином, получившим от органа занятости направление на работу, и работодателем возникает с момента передачи данного направления работодателю.

Содержанием правоотношения является обязанность гражданина представить работодателю направление на работу и право (обязанность) работодателя принять гражданина на работу по направлению службы занятости.

Обязанность принять на работу возникает у работодателя в случае, если гражданин направлен в счет установленной квоты (брони). Работодатель обязан вернуть направление в орган занятости с указанием в нем дня приема гражданина на работу. Если работодатель отказывает в приеме на работу, то в направлении он делает отметку о дне явки к нему гражданина и причине отказа и возвращает его гражданину. 5. Правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве складываются из трех групп правоотношений: • правоотношения по ученичеству; • правоотношения по повышению квалификации, переподготовке кадров, обучению смежным профессиям; • правоотношения по руководству обучением.

Правоотношение по ученичеству возникает между гражданином, принятым для обучения определенной специальности (профессии) и дальнейшей работы по ней, и работодателем.

Основанием возникновения данного правоотношения является ученический договор.

Субъектами правоотношения по ученичеству выступают ученик и работодатель.

Содержание правоотношения составляют обязанность ученика овладеть в установленный договором срок специальностью, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка, и обязанность работодателя организовать обучение ученика (индивидуальное, бригадное или курсовое), оплачивать время обучения в установленном договором размере и по окончании обучения обеспечить ученика работой согласно полученной специальности.

Правоотношение по ученичеству прекращается с момента окончания обучения и сдачи учеником квалификационного экзамена.

Правоотношение по повышению квалификации, переподготовке кадров, обучению смежным профессиях возникает между работником и работодателем, которые уже состоят в трудовом правоотношении.

Основанием возникновения рассматриваемого правоотношения является соглашение сторон, в соответствии с которым работник направляется на повышение квалификации.

Данные правоотношения могут носить как краткосрочный, так и длительный характер.

Правоотношение по повышению квалификации прекращается с окончанием обучения работника.

Правоотношение по руководству обучением возникает между обучающим лицом и работодателем.

Основанием его возникновения является договор, согласно которому обучающее лицо, как правило, это высококвалифицированный работник, обязуется подготовить прикрепленных к нему учеников к самостоятельной работе по определенной специальности.

Данное правоотношение возникает как дополнительное к трудовому правоотношению обучающего лица или как основное, когда обязанность по обучению других лиц является трудовой функцией работника.

Правоотношение по руководству обучением прекращается с момента сдачи учеником квалификационных экзаменов. 6. Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. Общий государственный надзор за соблюдением законодательства осуществляют органы прокуратуры.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются Федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Непосредственно государственный надзор и контроль осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица Федеральной инспекции труда. Кроме этого, существуют специализированные органы, осуществляющие надзор за охраной труда: Государственный энергетический надзор, Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) и др.

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Субъектами данных правоотношений также выступают должностные лица администрации, работодатели, которые обязаны обеспечить охрану труда и соблюдать трудовое законодательство.

Содержание правоотношения составляют обязанность органов надзора и контроля осуществлять соответствующие надзор и контроль за охраной труда, а также за соблюдением трудового законодательства и обязанность работодателей, должностных лиц администрации обеспечить условия для осуществления прав этих органов по надзору и профсоюзному контролю. 7. Правоотношения по рассмотрению трудовых споров возникают при наличии разногласий между работником, трудовым коллективом и администрацией предприятия, учреждения, организации по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, условий трудового договора (контракта) и др.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и районными (городскими) судами, коллективные трудовые споры — примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.

оценка стоимости патента в Смоленске
залив квартиры независимая экспертиза в Курске
оценка ценных бумаг в Твери