Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом "Фосбери – флоп" детей 13-15 лет на этапе начальной спортивной специализации

Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом "Фосбери – флоп" детей 13-15 лет на этапе начальной спортивной специализации

Однажды на урок физкультуры к ней в класс пришел тренер из городской ДЮСШ и спросил: - Кто хочет заниматься легкой атлетикой? Все в классе молчали, и только Тамара сделала шаг вперед и сказала: - Я хотела бы заниматься.

Тренер взглянул на нее нескладную, длинную и худую фигуру и сказал когда ей приходить. Это был Юрий Александрович Артемов, который стал первым тренером Тамары Быковой.

Девочка довольно быстро нашла общий язык с тренером.

Потихонечку росли спортивные результаты, Тамара занималась разными видами легкой атлетики. Что касается прыжков, то дела обстояли так: в пятом классе она брала 120 см., в шестом – 125 см., а к концу восьмого класса – 145 см. и прыгала “ ножницами ” . Окончив восемь классов, она совершила самый, наверное, в своей жизни решительный поступок. Даже не спросив разрешения родителей, укатила в Ростов поступать в спортивный интернат.

Поступив в этот интернат, директор направил ее в группу по прыжкам в высоту. Вот так и решилась ее спортивная судьба и определилась специализация – прыжки в высоту. По началу дела в школе-интернате складывались не очень удачно. “ На первой же тренировке мой тренер Спиридонов Сергей Павлович, посмотрев на мои прыжки – за голову схватился. Начал учить меня “ Флопу ”” - в последствии говорила о себе Тамара Быкова. Так неделя за неделей, год годом Тамара уже прыгала 165 см., выполнив тем самым первый разряд. В 19-летнем возрасте – ее результат был еще самым заурядным 170 см., норматив кандидата мастера спорта. В 1978 году благодаря руководителям городского спорткомитета, Тамару включили в команду для участия в зимнем розыгрыше кубка СССР и чемпионате страны.

Соревнования проходили в Москве в феврале 1978 года. В начале проводился кубок СССР, и Тамара преодолела планку на высоте 170 см. А через пять дней на чемпионате страны, в блестящем выступлении показала результат мастера спорта 178 см. и заняла 10-е место.

Именно на этом зимнем чемпионате ее впервые заметили специалисты, и взяли “ на прицел ” тренеры сборной команды.

Владимир Михайлович Дьячков консультировал ее в сборной команде в 1978-1979 годах. Он проверил ее своими тестами и сказал, что прыгать высоко она может, но нужно очень много работать. Надо ли говорить, какую надежду вселили в нее эти слова. Перед тренировками Владимир Михайлович любил проводить теоретические занятия со спортсменами, беседовал с ними: как они понимают основной рисунок прыжка, их действия. Он в своих занятиях широко применял различные технические средства: киносъемку, видеозапись, электронную аппаратуру, тем самым заставлял спортсменов думать головой. Все помнят его “ крылатую фразу ” – “ без головы широко не прыгнешь ” . Именно Дьячков В. М. подготовил теоретически и технически Тамару Быкову к дальнейшим показам высокого результата в прыжках в высоту. Уже в 21 год Быкова стала рекордсменкой страны с результатом 188 см.

Тамара также была благодарна судьбе, что погожим весенним днем 1978 года она свела вместе в Адлере на сборах с молодым еще тогда тренером из подмосковного города Одинцово Евгением Петровичем Загорулько.

Тамара впоследствии призналась в том, что тогда она еще не знала, как она далека от высот очень больших.

Предстояла еще большая, изнурительная работа.

Загорулько – жесткий тренер, видимо ему на роду написано быть тренером. Он живет жизнью своих учеников, с которыми готов заниматься круглые сутки. И круглые сутки может “ по начальству ” , хлопотать за своих ребят.

Именно результату 185-188 см. она обязана была Загорулько Е. П., который с ней работал. После того, как Тамару Быкову разлучили с Е. П. Загорулько и перевели к другому тренеру, результаты резко упали. Так в июне на матче СССР – ГДР в 1979 году лишь всего 183 см. а затем был и вовсе относительный провал на Спартакиаде народов СССР, который рассматривался как отборочный этап к Олимпийским играм.

Словом, в сентябре 1979 года мы с Е. П. Загорулько снова начали совместные тренировки.

Прежде всего он пытался вернуть ей психологическое равновесие, заставил поверить в себя, в свои силы. В общем, в достаточно короткий рубеж мы смогли выйти на рубеж 190 см. и начали опять подумывать о попадании в сборную.

Распахнуть двери сборной смогла Тамара только своими прыжками в 1980 году, в год Московской Олимпиады. У Тамары Быковой большая коллекция спортивных наград: различные призы, дипломы, медали… одни медали – чаще всего золотые – это свидетели счастливых мгновений побед, рекордов.

Другие – серебряные и бронзовые тоже дороги, но они напоминают об иных чувствах. На XXII Олимпийских играх в призы не попала с результатом 194 см. Но спустя всего месяц после Олимпиады, на чемпионате страны в Донецке Тамара прыгнула на 197 см. – это был ее первый рекорд Советского Союза. И с этих пор для Тамары наступили времена выхода на большие высоты. Но ей оставалось сделать еще один важный шаг: во многих крупных соревнованиях набраться опыта, закалиться и пройти в пору становления спортивного мастерства. Затем 1983 году в Будапеште на чемпионате мира Тамара Быкова завоевывает золотую медаль с результатом 203 см. Это ее первый преодоленный рубеж на высоте двух метров. В 1983 году Тамара завоевала множество золотых медалей: в Хельсинки – 201 см., Пизе – 204 см.

Конкурентки Сара Симеони, Луиза Риттер, Ульрике Мейфарт были просто в недоумении в блестящих выступлениях нашей спортсменки.

Тамара Быкова могла бы завоевать для своей коллекции еще одно золото в 1984 году на Олимпийских играх в США – Лос-Анжелесе, но, увы, наши на эту Олимпиаду не поехали. Но Тамара не сдалась и установив в этом же 1984 году новый мировой рекорд 205 см., доказала всему миру, что она самая сильная. 2. Современное представление о технике прыжков в высоту способом “ Фосбери-флоп ” . Прыжок в высоту – один из наиболее популярных видов легкой атлетики и за свое более столетнее существование как спортивное упражнение достиг высокого уровня развития.

Неуклонный рост спортивных результатов, растущая конкуренция на международной арене привели к поиску новых, более рациональных, технических форм прыжка, средств и методов тренировки.

Особенно большие изменения происходили в технике прыжка. В настоящее время основой для достижения высоких спортивных результатов в прыжках в высоту является эффектная спортивная техника.

Технику прыжка в высоту следует понимать как систему движения, направленную на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил (активных, упругих, реактивных и инерционных) с целью наиболее полного и эффективного использования двигательных возможностей спортсмена для достижения наиболее высоко спортивного результата. Чем совершеннее техника прыжка в высоту, тем в большей мере прыгун использует инерционные силы разбега и перемещение маховых звеньев тела, реактивные силы взаимодействия с опорой и энергию упругой деформации растяжения, участвующих в отталкивании предварительно напряженных мышц, для проявления в отталкивании усилий максимальной мощности, обеспечивающих высокую начальную скорость и оптимальный угол вылета, определяющих в конечном счете конечную высоту вылета общего центра тяжести тела спортсмена. В свою очередь, чем в большей степени при переходе через планку будет реализована достигнутая высота взлета, тем более высокий спортивный результат сможет показать спортсмен.

Целевым назначением спортивной техники в прыжках в высоту является достижение максимально высокого, индивидуального для каждого прыгуна спортивного результата.

Достижение этой цели связано с решением двух основных задач: 1. 2. При анализе спортивной техники возникает необходимость условно расчленить целостное упражнение на основные фазы, рассматривая при этом их значение и целесообразность в последовательной зависимости.

Выделяют четыре основных фазы: разбег, отталкивание, полет и приземление.

Разбег выполняется в начале на прямой, а затем по дуге в 3 или 5 шагов под углом 35 о -38 о по отношению к планке. Дуга в 3 шага рациональна при меньшей скорости разбега, дуга в 5 беговых шагов – при более быстром разбеге. Это объясняется тем, что при больших скоростях и пи малых радиусах кривизны дуги развиваются такие центробежные ускорения, что на борьбу с ними затрачивается чрезмерные усилия, снижающие эффективность толчка. Длина разбега составляет 9-11 беговых шагов, причем выполняется разбег после предварительного подхода в 3-4 шага или подбежки.

Отталкивание. В толчке необходимо сообщить телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и обеспечить оптимальное положение прыгуна для эффективного перехода планки.

Постановка ноги на место отталкивания осуществляется широким беговым движением почти плоско, не упираясь на пятку, сразу на всю стопу. Чем меньше будет акцентироваться постановка толчковой ноги с пятки, тем быстрее можно выполнять отталкивание.

Переход через планку осуществляется после взлета тела в вертикальную плоскость, повернувшись в сторону планки. Мах выполняется синхронно двумя руками, и в переходе через планку руки расположены вдоль тела. Далее спортсмен, прогибаясь с максимально опущенными ногами, входит головой и плечами на планку. А над планкой прыгун, прогибаясь, поднимает таз, выводя ОЦМТ за пределы планки.

Голову необходимо держать подбородком на себя.

Приземление осуществляется в стойку на лопатки с последующим кувырком назад через голову. 3. Вопросы начального обучения в научно-методической литературе раскрыты достаточно полно.

Согласно рекомендациям авторов, прежде чем приступить к обучению технике прыжка в высоту способом “ Фосбери-флоп ” , каждому тренеру необходимо четко сформулировать конечную цель обучения, установить последовательность решения задач обучения, отобрать эффективные средства решения поставленных задач, продумать последовательность их применения и методические указания, которые необходимо будет использовать при выполнении тех или иных упражнений. (Г. И. Ковальчук, Э.Э. Мартин). По своей сути весь этот процесс есть не что иное, как составление обучающей программы.

Конечной целью начального обучения является освоение рациональной структуры целостного прыжка в высоту. В качестве системообразующего фактора в процессе начального обучения выступают указания, замечания и оценка тренера о качестве выполнения имитационных, подводящих и специальных упражнений и складывающиеся при этом двигательные представления и ощущения спортсмена.

Процесс освоения целостной структуры прыжка складывается из решения следующих задач: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Решение первой задачи обучения начинается с формирования зрительно-логического образа техники прыжка в высоту.

Главными методами при этом являются: рассказ, показ и их сочетание – комментируемая демонстрация. Для сосредоточения внимания обучаемого на нужных объектах применяют ряд методических приемов: замедленный и расчлененный показ двигательного действия, демонстрация кинограмм, фотоизображений, рисунков, схем и т. д.

Полное представление об изучаемой спортивной технике можно создать лишь при практическом выполнении спортсменом согласно соревновательному упражнению и его отдельных элементов.

Решение последующих задач может осуществляться последовательно или комплексно (одновременно сразу несколько). Рассмотрим основные варианты последовательности применения средств обучения в зависимости от индивидуальных особенностей начинающих спортсменов.

Вариант I Последовательность применения средств обучения: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Этот вариант последовательности применения средств обучения приемлем для спортсменов, обладающих способностью к согласованному взаимодействию толчковой ноги и маховых звеньев в отталкивании на скорости.

Вариант II Последовательность применения средств обучения: 1. 2. “ свободной ” ноги в отталкивании. 3. “ свободной ” ноги и рук в отталкивании. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тоже, что и упражнение 8, с преодолением планки. 11. 12. Тоже, что упражнение 11, по дугообразному разбегу. После выполнения трех беговых шагов выпрыгнуть вперед-вверх вдоль планки, установленной на уровне роста спортсмена. 13. Тоже, что упражнение 11. После выполнения трех беговых шагов запрыгнуть на стопку матов в положение сидя. 14. Тоже, что и упражнение 11. После выполнения трех беговых шагов запрыгнуть на стопку матов в положение перехода через планку. 15. Тоже, что и упражнение 11. После выполнения трех беговых шагов отталкивание с последующим преодолением планки. 16. В беге по прямой серийные выпрыгивания вверх на каждый третий шаг. 17. Тоже, что и упражнение 16, в беге по кругу. 18. 19. 20. После выполнения третьего отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение перехода через планку. 21. Тоже, что и упражнение 16. После выполнения третьего отталкивания преодолеть планку. 22. По дугообразному разбегу с шести шагов подбега выполнить три беговых шага, выпрыгнуть вверх – вперед вдоль планки, установленной на уровне роста спортсмена. 23. Тоже, что и упражнение 22. После отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение сидя. 24. Тоже, что и упражнение 22. После отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение перехода через планку. 25. Тоже, что и упражнение 22. После отталкивания преодолеть планку. В дальнейшем постепенно увеличивать длину шести шагов подбега до стандартных беговых шагов, удобных для каждого спортсмена, сохраняя при этом набегание на последних перед отталкиванием трех шагах. Этот вариант последовательности применения средств обучения приемлем для спортсменов, не обладающих ярко выраженной способностью согласованного взаимодействию толчковой ноги и маховых звеньев в отталкивании на скорости, однако обладающих хорошей беговой структурой движений и достаточным уровнем предварительной акробатической подготовленности.

кадастровая стоимость в Твери
рыночная оценка дома в Москве
экспертиза коммерческой недвижимости в Калуге